Сошествие
Иисуса Христа во ад - Сошествие Господа во
ад св. ап. Петр полагает непосредственно вслед за
смертию Его; Христос единою о гресех наших
пострада, Праведник за неправедники, да приведет
ны Богови; умершвлен убо быв плотию, ожив же
духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед
проповеда (1 Петр. 3, 18, 19).
Возвестив на земле раюостное
благовестие о спасении и пролив Свою кровь в
умилостивительную жертву за грехи всего мiра (1
Iоан. 4, 2), Господь нисшел в ад душею Своею, чтобы и
там проповедовать победу над дiаволом и
освободить всех, с верою ожидавших Его
пришествия. Он сокрушил "вечные вереи" (Служб.
св. пасхи, утр. кан п.6 ирмос) ада и избавил от уз
тех, которых, по замечанию св. Афанасия
александрийского, во время жизни их во плоти
собдюл благодатию Своею в вере и благочестии"
(Хр. чт., 1841 г., ч. 2, стр. 96). Хотя, как и говорил
учитель отечественной церкви, "патриархи,
пророки и праведники ветхого завета не были
погружены в глубокой тьме, в которой погрязают
неверующие и нечистивые, однако и не выходили из
сени смертной, и не наслаждались полным светом:
они миели семя света, т.е. веру во Христа
грядущего, но только Его действительное к ним
пришествие и прикосновение Божественного света
Его могло засветить их светильники светом
истинной небесной жизни" (Филарет, митр.
москов. "Слова и речи". М. 1848 г., изд. 2, част. I,
стр. 52). Исполнились пламенные желания
ветхозаветных праведников, умерщих в вере, но не
получивших обетований во время своей земной
жизни, издали и в тени прообразов и вещаний
пророческих зревших "день Христов" (Iоан.8,56;
Евр.10,1; 11,12). Ад, узрев, что "человек, как
воспевает св. церковь, вмещает в себе Божество;
покрытый язвами - всемогущество, вострепетал при
встрече с Ним и погиб от грознаго взора" (Служб.
вел. субб. утр. кан. п. 4, троп. 3; в русс. перев. см.
Христ. чтение, 1836г., част. 1, стр. 272). "К Адаму
первому в самыя глубины преисподней сошел Адам
вторый, обитающий в селениях горних" (Там же,
песн. 8, троп. 1) и, "душа Его, разлучившись с
плотию, могуществом Своим расторгла обои узы -
смерти и ада" (Там же, песн. 4, троп. 2).
Владычество смерти и
имеющего державу смерти - дiавола (Евр.2,14) над
грешным человеческим родом окончилось: Святый и
Истинный, имея ключ Давидов, отверзаяй и никтоже
затворит, затворяяй и никтоже отверзет (Апок.3,7),
открыл для верующих двери рая и неба, заключенныя
грехом прароителей и, как великий
первосвященник, принесший Себя в искупительную
жертву, вошео в самое небо (Евр.9,24) в
сопровождении искупленных Им (Извлеч. из книги
"Евангельская история о Боге-Слове", прот. П.
Матвеевскаго. Спб., 1890 г., стр. 763-765).
Полный
церковно-славянский словарь, стр. 647 |